Юбилейный XXV Открытый российский фестиваль анимационного кино прошел с 11 по 16 марта 2020 года в г. Суздаль Владимирской области. Программа фестиваля порадовала гостей и участников долгожданными кинопоказами, разнообразными творческими и деловыми событиями, мастер-классами, выступлениями музыкальных групп и другими яркими мероприятиями. Уже не первый десяток лет фестиваль организовывается Кинокомпанией «Мастер-Фильм» совместно с Администрацией Владимирской области при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и является крупнейшим профессиональным смотром отечественной мультипликации.

На церемонии закрытия члены жюри назвали имена победителей и призеров фестиваля. Авторскую анимацию оценивало экспертное жюри: режиссер и художник Александр Бубнов, киновед, заслуженный деятель искусств РФ и Армянской ССР Армен Медведев, режиссер, художник, креативный продюсер студии «Союзмультфильм» Игорь Ковалёв, кинорежиссер, лауреат премий «Золотой орел» и «Ника» Алексей Попогребский, художник и режиссер Мария Якушина. В состав жюри коммерческих анимационных работ вошли: режиссёр, художник, сценарист Дмитрий Высоцкий, продюсер и журналист Иван Кудрявцев, продюсер Надежда Кузнецова.

Гран-при юбилейного фестиваля получил Дмитрий Геллер за фильм «Хозяйка медной горы» реж. Константин Бронзит.

За свой фильм «Боксбалет» режиссер Антон Дьяков получил специальный приз жюри с формулировкой «за ударную драматургию».

Второй Специальный приз с формулировкой «за элегантность» получила режиссер Лиза Скворцова и её фильм «Уточка и кенгуру».

Приз мэтров имени Александра Татарского «за высший пилотаж» вручил Юрий Норштейн режиссеру Наталье Мирзоян за ленту «Привет, бабульник!». Также за эту работу Наталья была награждена дипломом в категории «лучший профессиональный короткометражный фильм» с формулировкой «за графический дизайн».

Константин Бронзит взял Приз за лучший профессиональный короткометражный фильм с работой «Он не может жить без космоса». Картина «Мой галактический двойник Галактион» Александра Свирского была отмечена Призом Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов РФ.

Приз за лучший фильм для детей взяла режиссер Марина Карпова и её работа «7 козлят». Диплом в категории «лучший фильм для детей» с формулировкой «за ёмкое воплощение темы судьбы» присужден фильму «Принцесса и бандит» режиссеров Марии Сосниной и Михаила Алдашина. Приз за лучший дебют жюри приняло решение не вручать. Диплом в категории «Лучший фильм-дебют» с формулировкой «за метеорологическую атмосферу» вручен режиссеру Евгению Фадееву за ленту «Пастухи облаков».

В конкурсе коммерческой анимации награды распределились следующим образом: лучший полнометражный фильм – «Иван Царевич и Серый Волк-4» (реж. Дарина Шмидт, Константин Феоктистов); лучший сериал – «Галеротерапия» из цикла «Пиратская школа (реж. Алексей Лебедев); лучшая работа в прикладной анимации – «С точки зрения музея» (реж. Платон Инфанте).

Дипломами были отмечены: в категории «Лучший полнометражный фильм» с формулировкой «за чуткое и бережное отношение к своему бренду и к его аудитории» – «Фиксики против кработов» (реж. Василий Бедошвили, Олег Ужинов, Иван Пшонкин); в категории «Лучший сериал» с формулировкой «за просвещение как приключение» – «Тайное знание» из цикла «Катя и Эф. Куда угодно дверь» (реж. Роман Трамвай); в категории «Лучшая работа в прикладной анимации» с формулировкой «за виртуозное использование всей гаммы выразительных средств ради высокой цели» – фильм «Дичь» (реж. Руслана Мирзалиева); в категории «Лучшая работа в прикладной анимации» с формулировкой «за важный разговор с аудиторией на равных на родном языке» – «Ролики для центра Славянской письменности «Слово» (реж. Алексей Ермолаев).

Всем аккредитованным гостям фестиваля выдавались рейтинговые карточки, с помощью которых каждый имел возможность проголосовать за полюбившееся кино и составить личный топ-5 работ анимационного фестиваля. Результаты этого голосования определяют лучший фильм по мнению профессионального сообщества, а его автор на год автоматически становится президентом Открытого российского фестиваля анимационного кино. По итогам профессионального рейтинга победил фильм «Боксбалет», и прошлый Президент Наталья Мирзоян передала символы президентской власти режиссеру Антону Дьякову. 2 место заняла картина «Хозяйка медной горы» реж. Дмитрий Геллер, 3 место – «Привет, Бабульник!» реж. Наталья Мирзоян. Призерам с главной сцены фестиваля были вручены таблички имени Александра Татарского - для первых фестивалей режиссер изготавливал их лично.

Также на фестивале предусмотрено зрительское голосование в официальном мобильном приложении «Суздальфест». И здесь решение зрителей совпало с мнением профессионального сообщества - первое место занял фильм «Боксбалет» реж. Антона Дьякова. Второе место по результатам голосования заняла лента «7 козлят», третье – «Привет, бабульник!». В этом году мобильное приложение скачали около 1260 продвинутых пользователей, а в дни фестиваля обращались к нему более 46 000 раз.

Приз от Reed Midem сериалу с наибольшим коммерческим международным потенциалом был присужден проекту «Волшебная кухня» (студия 100 КИЛОВАТТ).

Одновременно с началом работы Суздальфеста-2020 стартовала зрительская акция «Открытая премьера», а это – более 650 площадок в 500 городах и населенных пунктах России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Литвы. Жители и гости регионов-участников акции фестиваля смогли не только посмотреть, но и проголосовать за своих кино-фаворитов. По итогам зрительского голосования главный приз «Открытой премьеры» получил короткометражный фильм «Кошка-Машка» (реж. Елена Гаврилко, Артём Иосилевич). Второе место заняли сразу две работы: «Галчонок» (из альманаха «Мульт-Ап») (реж. Марат Нариманов) и «Музей Прадо» (реж. Михаил Сафронов). Третье место - «Тайна фиолетового Пятна» (реж. Анастасия Воронина).

Всего на XXV ОРФАК было подано 320 работ, из которых для участия в конкурсе было отобрано 89 фильмов. Помимо конкурсных фильмов на фестивале была представлена обширная внеконкурсная программа. Одним из самых долгожданных событий стал показ фильмов всемирно известного кинорежиссера Кодзи Ямамура и лучших его студентов из Токийского Университета Искусств. В кинопрограмме Суздальфеста были две ретроспективы: шесть авторских фильмов Мастера и 9 студенческих работ разных лет. Также  состоялось спонтанно возникшее, но вызвавшее большой интерес мероприятие – Беседы о японской анимации с участием Юрия Норштейна, Станислава Соколова, Оксаны Черкасовой и Натальи Лукиных: российские мастера анимации и педагоги рассказали о своих личных встречах и о сотрудничестве с японским мастером.

В рамках специальной программы фестиваля состоялся «Тройной юбилей мастеров» - программа фильмов художника Нины Виноградовой, драматурга Владимира Голованова и режиссера Андрея Хржановского. Поскольку фестиваль проходил в первые месяцы 2020 года, мы с удовольствием вспомнили прошедшие юбилеи и вновь поздравили дорогих юбиляров. В честь 80-летия отца-основателя Открытого Российского фестиваля анимации, знаменитого драматурга Владимира Голованова в программе был показан фильм – «Девочка Люся и Дедушка Крылов» (автор сценария В.Голованов, режиссер М.Муат). В честь юбилея известного художника кукольного кино, лидера группы оформителей Суздальфеста Нины Виноградовой – был представлен знаменитый фильм из российско-британского проекта экранизации оперной классики «Севильский цирюльник» (режиссер Н.Дабижа, художник-постановщик Н.Виноградова), который получил множество престижных наград и высшие позиции профессионального рейтинга Первого Открытого Российского фестиваля анимации 1996 года. И наконец, в честь 80-летия прославленного режиссера, художественного руководителя Школы-Студии ШАР Андрея Хржановского – был показан знаменитый фильм по сценарию Тонино Гуэрра «Лев с седой бородой», который был лауреатом Первого Открытого Российского фестиваля анимации 1996 года и еще нескольких престижных международных наград.

В продолжение программы юбиляров на Суздальфесте-2020 состоялась премьера документального фильма «Тонино Гуэрра – навстречу солнцу» (режиссер Дмитрий Золотов, Кинокомпания «Мастер-фильм»), созданного в честь 100-летия великого итальянского маэстро. Тонино Гуэрра очень ценил Российскую культуру, дружил с Андреем Хржановским, Натальей Дабижа, Юрием Норштейном и хорошо знал еще многих создателей российской анимации, с которыми знакомился как частый гость российских кинофестивалей и как участник Открытого Российского фестиваля анимации в Тарусе.

Традиционно ключевым мероприятием Одиннадцатого международного конгресса – деловой программы Суздальфеста – стал питчинг анимационных проектов, который был организован совместно Оргкомитетом фестиваля и киностудией «Союзмультфильм». Всего на участие в питчинге претендовало 186 проектов: 75 сериалов и 111 авторских короткометражных фильмов, лучшие из которых по решению специальной селекционной комиссии были допущены до очной презентации. Было представлено четыре сериала и 4 авторских короткометражных проекта.  

В состав жюри вошли директор киностудии «Союзмультфильм» Борис Машковцев, руководитель творческой мастерской лауреат международных фестивалей Игорь Ковалев, генеральный продюсер Юлия Осетинская, Президент Ассоциации анимационного кино Илья Попов, шеф-редактор Сергей Капков, креативный продюсер Алена Оятьева и редактор Мария Савиных. По итогам презентаций члены экспертного совета выбрали 2 проекта для дальнейшей разработки: среди сериальных проектов победителем стал «Детектив Нюх» (режиссер Марина Зарипова, сценарист Наталья Зуева, художник Ольга Семенова). Предполагается, что мультфильм будет выполнен в технике 2D и предназначен для детей возраста 6-8 лет. В центре сюжета – собака Детектив Нюх, который по всем канонам детективного жанра вместе с друзьями-помощниками распутывает загадочные истории.

Среди короткометражных проектов жюри отдало предпочтение фильму «Мечта Валентины» (сценарист и режиссер Светлана Нагаева, художник – Мария Вышинская). Это история маленькой личинки, которую усыновили родители-бабочки. Главная героиня мечтает вырасти и полететь на Луну, однако во взрослом возрасте становится не бабочкой, а жуком. По замыслу авторов этот проект – о важности принятия себя.  

В рамках деловой программы прошла «Ярмарка сценариев» – продолжение многолетнего плодотворного сотрудничества фестиваля и Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ (СЭИП). Писатели презентовали свои идеи перед режиссерами, художниками и продюсерами анимационных студий. Все 30 поступивших произведений для участия в ярмарке рецензировались известным режиссером-аниматором Алексеем Алексеевым и детским писателем и сценаристом Еленой Усачевой. В итоге для питчинга было отобрано семь сценариев: «Бюро «Медвежья услуга» Алины Соколовой и Наталии Степановой, «Детектив Улиткин» Наталии Утенковой, «Карта Творца» Анны Матасовой, «Кадын» Ирины Богатыревой, «Метруня» Хельги Патаки, «Похитители драконов» Герасимовой Дарьи и «Волчок» Марии Ботевой. Для оценки работ были приглашены режиссеры анимационного кино и педагоги Елена Чернова и Аида Зябликова. Для проведения мастер-классов в рамках совместных мероприятий с фондом СИЭП была приглашена режиссер анимационного кино, продюсер студии «Союзмультфильм» Алена Оятьева.

Для всех желающих на Конгрессе состоялись лекции, мастер-классы и обсуждения актуальных тем анимационной отрасли. 12 марта в рамках деловой программы Суздальфеста состоялась дискуссия «Анимационная индустрия и вопросы лицензирования», организованная при поддержке Licensing World Russia. На встрече своим профессиональным опытом поделился Денис Кулаков - генеральный директор лицензионного агентства brand4rent, который выделил основные возрастные ниши, приносящие доход от мерчендайзинга согласно аналитике его компании, и поделился секретами коммерчески успешного проекта. Основатель и руководитель лицензионного агентства «Мегалайсенз» Захар Назаренко посвятил в сложности работы с возрастной категорией старше 9 лет, при этом отметил определенные перспективы данного сегмента аудитории, а также дал полезные советы по лицензированию проектов анимационной индустрии. Директор по лицензированию ЛА «Мельница» Людмила Цой в своей презентации определила основные аспекты работы с лицензионными брендами студии «Мельница» и рассказала об истории и специфике продвижения их бренда на рынке. Не менее важные вопросы осветила в своем выступлении продюсер анимационного кино Светлана Лебедева, рассказав о тонкостях и технических аспектах упаковки бренда, о подготовке стайл-гайда и бренд-бука к работе с лицензиатами. Выступление генерального продюсера студии «ToyRoy» Олега Роя было посвящено целесообразности рискованных и смелых стратегий на высококонкурентном лицензионном рынке. Он призвал участников анимационного сообщества быть смелее в продвижении собственных проектов и пробовать работать на рынке, несмотря на высокую конкуренцию. Модератор дискуссии Марина Семинихина - представитель Licensing International в России - помогла слушателям разобраться в специфике основных лицензионных терминов и вопросов, с которыми сталкивается правообладатель-новичок. Завершилась деловая программа докладом главного редактора «Вестник лицензионного рынка» Марии Рогожиной, посвященным аналитике потенциальных потребителей лицензионной продукции, в частности - подростков.

Ведущие авторы и продюсеры анимационного кино встретились на дискуссионной платформе «Автор-Продюсер-Заказчик. Конфликт интересов. Проблема реализации анимационного проекта», модераторами которой стали критик Лариса Малюкова и продюсер Александр Герасимов. Дискуссия была организована по запросу самих представителей анимационного сообщества, столкнувшихся с новыми вызовами анимационной индустрии: острые проблемы во взаимоотношениях авторов, режиссеров – с одной стороны, и продюсеров, заказчиков, менеджеров, маркетологов, представителей телеканалов, интернет-платформ – с другой. В полемике приняли участие режиссеры Алексей Алексеев, Сергей Меринов, Владимир Сахновский, режиссеры и продюсеры Мария Муат, Алена Оятьева, продюсеры и руководители студий Борис Машковцев, Дмитрий Ловейко, Артем Васильев, Илья Попов, писатель Олег Рой и другие. Участники и гости дискуссии попытались сформулировать оптимальную формулу взаимоотношений участников процесса создания и продвижения фильма, а также обсудили способы решения конфликтов между всеми игроками.

Совместно с компанией «Первый проект» в рамках конгресса были организованы две панельные дискуссии под названием «Digital Friday» с участием представителей ведущих анимационных интернет-площадок, таких как Яндекс (руководитель детских продуктов в медиа - Светлана Перловская, директор по развитию видеосервисов - Ольга Филипук),  START (директор детского направления - Олеся Мясникова), X-Media Digital (контент-директор - Наталья Хитрова), а также специалистов в области интеллектуальных прав, руководителей digital-направлений Riki Music (Сергей Ананьев) и анимационной студии «Мельница» (Татьяна Евдокимова). Модератор встречи Владимир Набатов (директор по развитию компании «Первый проект») выносил на обсуждение вопросы, связанные с изменениями на Youtube-платформе: как ограничения, связанные с детским контентом, повлияли на текущие бизнес-модели? Как изменились производство, инструментарий и качество контента? Также специалисты рассказали о перенастройке и перераспределении интернет-рекламы анимационного детского контента, о безопасности и защите юных интернет-пользователей в цифровом пространстве.

Ассоциация детских студий мультипликации РФ провела круглый стол «Фестивали авторской детской мультипликации. Проблемы и перспективы», на котором участники -  организаторы фестивалей детской мультипликации и представители детских анимационных студий  - обсудили проблемы в организации подобных фестивалей, их специфику и функции в социокультурном пространстве, а также роль государства, современные фестивальные реалии и перспективы. В круглом столе приняли участие организаторы фестивалей детской мультипликации («Жар-птица», «Горошина», «Ты не один», «Киноклик», «Чудо остров» и др.), а также педагоги и руководители детских студий мультипликации из Москвы, Омска, Челябинска, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Владимира, Тюмени, Салехарда, Ярославля.

Павел Катков (член Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности и член Ассоциации юристов России) на своём мастер-классе рассказал авторам об инструментах защиты авторских прав, о видах регистрации и депонирования произведений, а также ответил на вопросы, связанные с защитой интеллектуальной собственности в интернете.

В рамках деловой программы конгресса фестиваля состоялась лекция доктора физико-математических наук Алексея Семихатова на созвучную лейтмотиву ОРФАК тему «Вселенная в движении», на которой слушатели смогли узнать о математическом выражении энергии, о видах и законах движения во Вселенной, поразмышлять о познании мира путем изучения движения.

Все желающие связать свою профессиональную деятельность с миром анимационного кино смогли принять участие в программе мероприятий «Кампуса» – это особенная площадка для общения с представителями ведущих анимационных школ страны. Основными резидентами кампуса в этом году стали ВГИК, Школа-студия «ШАР», СПбГИКиТ,  ГБПОУ г. Москвы «Театральный художественно-технический колледж» и УрГАХУ. Также в программе «Кампуса» впервые принимала участие киношкола из ближнего зарубежья. Коллекцию студенческих фильмов Казахской Национальной академии искусств имени Т. Жургенова (г. Алматы) представляли руководитель и продюсер анимационной студии при Киностудии «Казахфильм» - Адай Абельдинов и выпускник академии Иван Ардашов. На презентации казахской киношколы была показана разнообразная программа наиболее успешных современных студенческих фильмов. 

Показы анимационного кино, концерты, творческие встречи и мастер-классы помимо главной площадки в Суздале прошли в многих городах и поселках Владимирской области. В областной столице состоялась встреча с советским и российским режиссёром-мультипликатором, Заслуженным работником культуры Российской Федерации Аидой Зябликовой. Также во Владимире прошла праздничная юбилейная программа анимационной студии «Паровоз» и творческая встреча с шеф-редактором студии «Союзмультфильм» Сергеем Капковым. Всеми любимые и узнаваемые исполнители детских стихов и песен Раиса Нур и Лариса Брохман вновь осчастливили юных зрителей в поселке Красное Эхо Гусь-Хрустального района и поселке Ставрово Собинского района. Авторской концертной программой порадовал ребятишек музыкант, режиссер и сказочник Илья Небослов. Российский композитор и исполнитель Татьяна Залужная (певица Любаша) дважды выступила перед юными гостями Владимирской области. В детских библиотеках прошел ряд творческих встреч с детскими писателями Дарьей Герасимовой и Ириной Богатыревой, Хельгой Патаки и Анной Матасовой.

Традиционно официальная заставка фестиваля была выбрана в результате специального конкурса заставок, который был проведен оргкомитетом Открытого российского фестиваля анимационного кино в восьмой раз. Свои работы прислали авторы разных возрастов: дети, студенты профильных ВУЗов, профессионалы и любители анимации. В заставке должны были появиться Девочка с Гусем (символы фестиваля) и обыгрываться тема XXV ОРФАК – «Вечное движение». Победителем стала Елизавета Конышева с заставкой «Рекурсия». Также в преддверии старта фестиваля был проведен конкурс плакатов, на который было подано восемнадцать работ. Победителем конкурса плакатов стала Елизавета Старикова, которая также была приглашена на фестиваль за счет дирекции.

На Юбилейном фестивале завершился флешмоб #suzdalgus, по условиям которого участники ОРФАК 2019 раскрашивали и возили с собой фигурки гусей в течение года, публикуя фотографии в соцсетях с хештегом #suzdalgus. Более 500 фотографий было опубликовано в соцсетях и прислано на почту фестиваля, а сами гуси посетили десятки разных стран, более 150 городов и населенных пунктов в России и за рубежом. По итогам путешествий #suzdalgus в течение ОРФАК 2020 в Турцентре г. Суздаля прошла выставка расписанных фигурок гусей, хозяева которых привезли их на фестиваль после года путешествий. На выставке участвовало 34 фигурки. Новый запущенный флешмоб #suzdalcard заключается в идее посткроссинга - все, кто любит Открытый российский фестиваль анимационного кино в Суздале, могут обменяться открытками с рисунками друг друга посредством почты. В течение фестиваля в Турцентре было организовано пространство с рисовальными принадлежностями, где все желающие смогли получить почтовые открытки с пустым полем для рисунка, вписать свой адрес или адрес друга и положить открытки в специальный ящик. Участники посткроссинга имеют все шансы получить открытки от незнакомых и знакомых художников (как профессиональных, так и любителей). К участию в посткроссинге #suzdalcard можно присоединиться в течение всего года.

11 марта после торжественной церемонии Открытия ОРФАК состоялся концерт группы из Санкт-Петербурга The BigBuddy Band (при поддержке студии «Мельница»). Актерско-музыкальная группа сочетает как исполнение известных музыкальных произведений в оригинальных аранжировках, так и настоящие эстрадные номера. Исполнители по-настоящему «зажгли» танцпол «Турцентра», прекрасно вписались в атмосферу и коллектив анимационного сообщества, став добрыми друзьями Суздальфеста.

В ночь с 14 на 15 марта на Суздальском фестивале анимации прошёл показ 2 международного фестиваля анимационных микрофильмов «Ща, 5 сек». На фестивале было показано около 150 фильмов продолжительностью не более 5 секунд (плюс две дополнительных секунды на титры). Фестиваль «Ща, 5 сек» возник в октябре 2019 как шутка. В соцсетях среди друзей был объявлен опен-колл, который шёл в течение одной недели. Организаторы ожидали, что на фестиваль пришлют 10 или 20 фильмов, и показ будет длится 1-2 минуты. Но к дедлайну было прислано около 150 фильмов, в том числе из-за рубежа. Оказалось, что возможность воплотить свою идею за один-два вечера стала вдохновляющим вызовом как для любителей, так и для профессионалов анимации. Никакой цензуры, рамок и критериев, кроме законодательства РФ. Любые темы, идеи, техники исполнения, главное – вместить мысль в 5 секунд + 2 дополнительные секунды можно потратить на титры. Фестиваль по своей сути является фестивалем-микробом. Поскольку фестиваль с церемонией открытия, просмотра, награждения и закрытия длится не больше часа, он включается в более крупные и достойные события и фестивали. Так, фестиваль впервые проходил в рамках «Большого фестиваля мультфильмов» в Москве, второй выпуск впервые был показан на Суздальском анимационном фестивале 14 марта 2020 года. На фестивале нет селекции и жюри. Сразу после показа зрители, которые подготовили призы, вручают их понравившимся фильмам.

Традиционно во время работы фестиваля дети, приехавшие в Суздаль с родителями, могли не только посмотреть фильмы, которые для них делают профессиональные режиссеры и художники, но и снять свое кино. Под руководством опытных мастеров фестивального проекта «Мультенок» Юлии Белавиной и Маргариты Титовой юные гости ОРФАК смогли за четыре дня создать настоящий мультфильм, который был показан широкой публике на главном фестивальном экране в день церемонии закрытия. В работе над этим фильмом приняло участие 26 ребятишек. Захочет ли кто-то из этих детей связать свою профессиональную жизнь с мультипликацией – пока неизвестно, но в их сердцах уже загорелась любовь к этому удивительному искусству и к Суздальскому фестивалю – главному отечественному событию анимационного сообщества.

 

Скачать приложение фестиваля