Главный фестиваль мультфильмов состоялся в гибридном формате

Открытый российский фестиваль анимационного кино – главное событие для всех деятелей этого вида искусства, крупнейший профессиональный смотр отечественной мультипликации – состоялся в гибридном формате с 16 по 21 марта 2022 года. Режиссеры, мультипликаторы, художники, представители других творческих профессий; конкурсанты, члены жюри и приглашенные гости традиционно собрались в Суздале Владимирской области. Параллельно как любители, так и деятели анимации смогли посмотреть новые мультфильмы и мероприятия в прямом эфире на платформе SUZDALFEST.ONLINE. Трансляции стартовали 14-го и завершились 22-го марта. Бесплатная регистрация была доступна всем пользователям интернета РФ и стран СНГ. 

Всего для участия в смотре Суздаль посетило более двух тысяч профессионалов. В этом году ОРФАК носил деловой характер -  организаторы отказались от развлекательных мероприятий: вместо концертов и дискотек состоялись обсуждения конкурсных фильмов в формате Q&A, были усилены традиционные бизнес-сессии, проводимые в рамках XIII Конгресса «Анимационная индустрия: технологии, продюсирование, прокат, лицензирование». Гости и участники Суздальфеста смогли принять участие в круглый столах, презентациях и обсуждениях с участием ведущих режиссеров, продюсеров, педагогов, организаторов производства мультипликационного кино.

Впервые за время своего существования Открытый российский анимационный фестиваль в Суздале выступил площадкой сразу для двух питчингов. В пятый раз конкурс - в этот раз короткометражных проектов - провели ОРФАК совместно с киностудией «Союзмультфильм».  Всего в оргкомитет поступило 98 заявок и для очной защиты было отобрано восемь авторов. Жюри, состоящее в основном из членов художественного совета «Союзмультфильма», отметило четырех конкурсантов. Среди призеров - Анна Исакова из Екатеринбурга: ее «Мамы» - необычная история о взаимопонимании между матерями из человеческого и животного миров. Фильм «Человек, который провожал поезда» Андрея Ткачева из Хабаровска расскажет о герое, который решил покинуть родной дом в поисках лучшей жизни, но не смог этого сделать. Дебютный проект известной актрисы и художника Яны Есипович «Я там была. Ну, в том дворе…» представит фантасмагорический сюжет о диалоге маленькой девочки со своим отцом, а «Метро уродов» Маргариты Углевой из Санкт-Петербурга предложит своего рода творческое исследование о принятии человеком своей «теневой» стороны.  

Проект «ANIMETRO» Натальи Грофпель, ярко представляющий тему соотношения животного и человеческого в личности каждого из нас, был выбран директором фестиваля ОРФАК Александром Герасимовым для разработки кинокомпанией «Мастер-фильм».

Ещё один независимый питчинг детских анимационных сериалов и полнометражных мультфильмов провели 18 марта онлайн-кинотеатр IVI и команда мультсериала «Маша и Медведь». Шесть авторов, попавших в шорт-лист, защищали свои разработки перед жюри – представителями онлайн-кинотеатра IVI, режиссерами, сценаристами и продюсерами мультсериала «Маша и Медведь», а также топ-менеджерами компаний, которые занимаются отечественной анимацией. Победителями питчинга стали проекты «ЛапкиЛенд» и «Злокубики». Следующий этап – совместная работа над проектом с командой мультсериала «Маша и Медведь» и IVI Originals.

Давний партнер ОРФАК, Ассоциация анимационного кино России, выступила партнером круглого стола «Программное обеспечение для производства анимационных фильмов». В нем приняли участие: директор технопарка киностудии «Союзмультфильм» Алексей Ганков, генеральный продюсер студии «КиноАтис» Вадим Сотсков, ведущий режиссёр студий Mercator Animation и Paranoid Animation Studio Дмитрий Некрасов, технический директор Mercator Animation (подразделение AVMedia) и исполнительной продюсер IREPTU Films Дмитрий Сокол-Алыков, а также руководитель IT-департамента студии Wizart Animation Александр Калюжный. Вели мероприятие исполнительный директор ААК Ирина Мастусова и PR-директор суздальского фестиваля Алена Сычева. Главной целью круглого стола стала необходимость выработки консолидированного подхода к решению проблем в условиях ограничений работы с поставщиками лицензионного ПО. IT-профессионалы из анимационной индустрии уже провели работу по анализу текущий ситуации, выявлению проблем и рисков, а также собрали предложения по возможным решениям для создания собственной базы для производства анимационного контента. Участники круглого стола в Суздале зафиксировали результаты этой работы, а также договорились о совместных действиях по созданию антикризисной дорожной карты и объединённого организационного комитета для ее реализации. Эта работа станет частью общей стратегии поддержки отечественных студий в условиях санкций.

 Большой интерес участников вызвала дискуссионная встреча «Новые возможности для анимационного сообщества: поддержка Президентского фонда культурных инициатив». Генеральный директор ПФКИ Роман Карманов уделил внимание ключевому критерию оценки проектов: это его общественная, а не социальная значимость. В ходе обсуждений Роман ответил на вопросы, связанные с бюджетом проведения мероприятий, формами отчетности, наличием KPI, работой экспертиз, принципами и нюансам оформления заявок. Также был представлен ряд проектов, организуемых при поддержке Фонда, многие из которых направлены на развитие индустрии в регионах. Проект Александры Дубовской «Анимационный кластер Хабаровского края» поможет развитию этого вида кино на Дальнем Востоке. Художественный руководитель проекта «Авторская Анимация как Искусство» Оксана Черкасова рассказала о планах его развития в Екатеринбурге, а Председатель ТОС «Волга» (г. Ульяновск) Наталья Тамарова представила проект «Замечательные люди Симбирского края» о создании мультфильмов об известных земляках с детьми от 6 до 16 лет.

Действующие преподаватели как государственных, так и частных профильных школ и ВУЗов провели круглый стол на тему: «Подготовка кадров в анимации. Стихийное образование или системный подход?». Спикеры из ВГИК, Синергии, Школы бизнеса и дизайна, УрГАХУ, школы-студии ШАР, Ассоциации детских студий мультипликации и Merinov Animation School обсудили ряд вопросов, связанных с особенностями обучения студентов в высших учебных заведениях и преподавания анимации в детских школах и студиях; перспективы прохождения студентами практики и их трудоустройства; востребованные студентами и студиями компетенции выпускников, а также способы взаимодействия между студиями и образовательными учреждениями.

В рамках совместного проекта Оргкомитета фестиваля и Фонда СЭИП в седьмой раз прошла ярмарка литературных сценариев для мультфильмов. Авторы книг, сказок, повестей по традиции презентовали свои идеи перед заинтересованными в их творчестве режиссерами, художниками и продюсерами анимационных студий. Для детских писателей состоялись различные встречи, обсуждения, мастер-классы, а сценарист Андрей Житков провел мастер-класс «Как книга становится сценарием».

Патриарх анимационного кино Юрий Норштейн провел творческую встречу с участниками и гостями смотра: он поделился с молодежью воспоминаниями о ключевых деятелях «Союзмультфильма»: Леониде Шварцмане, Романе Качанове, Иосифе Боярском и др. 

В этом году возобновились обсуждения фильмов конкурсной программы: в течение трех вечеров все желающие смогли принять участие в Q&A с создателями студенческих и дебютных фильмов конкурсной программы.  

Как и раньше, на фестивале была продемонстрирована обширная внеконкурсная программа, состоящая из отечественных и зарубежных мультфильмов. В международной секции гости и участники увидели программу авторской анимации Китая: «Творческий дуэт — художники Чень Си и Ань Сюй».

При поддержке Фонда президентских грантов в рамках фестиваля прошёл Четвертый всероссийский конкурс детских мультипликационных студий «Утренняя зарядка» и образовательный семинар для педагогов «Движение анимационного персонажа в различных технологиях». Каждый фестивальный день начинался с показа работ, созданных детскими творческими коллективами и индивидуальными авторами. На конкурс пришло рекордное количество заявок: 384 от 153 студий из 39 регионов, из которых для показа в Суздале было отобрано 50 мультфильмов.

Традиционно внимание участников фестиваля было приковано к конкурсной программе, в которую вошли самые новые авторские работы, сериалы, коммерческие ролики, полнометражные анимационные фильмы. В этом году на участие в фестивале было подано рекордное количество заявок – более 350. Селекционная комиссия под председательством режиссера и художника Алексея Демина в составе режиссера, сценариста, художника-постановщика Марины Карповой, режиссера и художника-постановщика Валентина Телегина, продюсера, режиссера и сценариста Евгения Головина, сценариста, режиссера, продюсера Ирины Марголиной определили лучшие работы для показа в конкурсной и во внеконкурсной программах.

В конкурс всего было отобрано 111 мультфильмов: 26 авторских короткометражных, 13 сериалов, 33 студенческие, 11 дебютов, 5 полнометражных мультфильмов и 23 ролика в категории прикладной анимации. Фестивальные кинопоказы прошли при участии Национального фонда поддержки правообладателей.

Судьба призов была определена решением двух экспертных комиссий. В состав жюри авторской анимации вошли: художник, сценарист и режиссер Светлана Андрианова, журналист, редактор, художник Алиса Струкова, режиссер, сценарист, художник-постановщик, аниматор Елена Петкевич, режиссер и сценарист Сергей Меринов, художник-аниматор Татьяна Подгорская. В жюри коммерческой анимации включены: режиссер, художник-постановщик, сценарист Алексей Котёночкин, продюсер Владимир Набатов, продюсер, актер дубляжа Алексей Рязанцев.

Гран-при фестиваля присужден режиссеру Зое Трофимовой за «Синий лев». Леонид Шмельков удостоился приза за лучший профессиональный короткометражный фильм - «Огурцы». За лучшую ленту для детей отмечена режиссер Екатерина Митрофанова с работой «Почему у белого медведя нос чёрный?». Приз за лучший дебют был вручен Ивану Бондаренко за картину «Не для меня»: с проектом своего нового фильма  «Человек за шторой» Иван в прошлом году выиграл питчинг ОРФАК и студии “Союзмультфильм”. Приз за лучший студенческий фильм вручили работе «Мама и животные» режиссера Юлии Задарко.

Награду за лучший полный метр получил Андрей Колкин, режиссер ленты «Кощей. Начало». Лучшим сериалом признаны «Приключения Пети и Волка» (серию «Дело вещей птицы Гамаюн» поставила Натальи Мирзоян). Лучшим образцом в прикладной анимации стал «Левайс» Макса Куликова.

Отдельно от наград Жюри оргкомитет ежегодно вручает приз «Фортуна» одному фильму по абсолютно случайному выбору, поскольку каждая попытка любой группы людей выразить себя на анимационном языке достойна поощрения. В этом году жребий пал на режиссера Александра Свирского с работой «Да Бак».

Приз мэтров имени Александра Татарского «Прорыв» Юрий Норштейн передал Антону Дьякову за мультфильм «Горю!». Эта же работа стала лидером общего профессионального рейтинга, и Антон Дьяков на год стал президентом следующего Открытого российского фестиваля анимационного кино. Второе место в профессиональном рейтинге заняла картина «Синий лев» режиссера Зои Трофимовой, а третье место – «Две сестры» режиссера Анны Будановой.

Просмотры фестивальных программ состоялись не только в Турцентре «Суздаль», но и в разных областях России в рамках юбилейной, десятой всероссийской акции «Открытая премьера». Показы были доступны всем желающим в кинотеатрах, домах культуры, библиотеках, школах, музеях, детских садах. В этом году фестиваль задействовал более 700 площадок из более чем 40 субъектов Российской Федерации. Традиционно гостей фестиваля ждали на киносеансах и творческих встречах во Владимирской области и киносети Москино. Торжественное объявление итогов и вручение приза от всей страны состоялось в одновременно с оглашением наград от жюри: 20 марта в Суздале, на торжественной церемонии закрытия фестиваля. Партнером акции выступил ГТК «Суздаль», предоставивший материальные призы. По итогам всенародного голосования фаворитом зрителей стал «Поход» из сериала «Простоквашино»: режиссер Дмитрия Иванова приглашается  в 2023 году на фестиваль в качестве участника за счет «Турцентра». Второе место зрители присудили фильму «Синий лев», режиссера Зои Трофимовой, третье место - «Голубые штаны» режиссера Алексея Караева. Эти режиссеры получили сертификаты на 30, 20 и 10 тысяч рублей соответственно на оплату любых услуг ГТК «Суздаль» во время проведения 28 ОРФАК в 2023 году.

Открытый российский фестиваль анимационного кино ежегодно проводится в марте при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и является главным профессиональным смотром отечественной мультипликации. Фестиваль организуется Кинокомпанией «Мастер-Фильм» совместно с Администрацией Владимирской области.

 

Скачать приложение фестиваля