Форум соседей и единомышленников.

             В этом году наш фестиваль решился на новое ответственное и беспокойное дело – мы затеяли проводить Форум анимации Стран СНГ, Балтии и Грузии, а проще говоря – профессиональную встречу наших давних друзей и коллег из многочисленных студий анимации, разбросанных по всем точкам бесконечного, некогда единого, а теперь разрозненного постсоветского пространства. К идее проведения Форума нас подтолкнули несколько обстоятельств, но прежде всего тот факт, что с 2007 года прекратила свое существование секция анимационного кино в программе Форума стран СНГ и Балтии, который долгое время проводила в Москве Конфедерация Союзов Кинематографистов. Поскольку я в 1998-2006 годы была куратором анимационных программ того Форума, мне было особенно обидно терять  накопленный почти за десятилетие информационный багаж о делах наших соседей и коллег. Но еще важнее было уследить за быстро меняющимися процессами, которые происходили в культуре новых назависимых государств восточной Европы, Балтии, Средней Азии и Кавказа в последние годы (5 – 6 лет), когда анимации стало особенно трудно выживать в условиях жесткой рыночной системы, уравнявшей  творчество художников с утилитарной потребительской продукцией.   

          Чтобы получить максимально достоверную информацию «из первоисточника» о нынешнем положении дел во всех странах бывшего содружества, мы предложили коллегам ответить на нашу анкету. Именно эти ответы, любезно присланные аниматорами из всех бывших республик Советского Союза, нам сегодня дают возможность увидеть максимально полную картину современной жизни анимации в странах СНГ, Балтии и Грузии.

           К сожалению, информацию о состоянии дел в национальных школах анимации было совсем непросто добывать в официальных источниках практически каждой страны. Оказалось, что национальные (государственные) центры-министерства-институты кинематографии практически не ведут никакой серьезной статистики  анимационной продукции, не фиксируют в полной мере ни ее проблем, ни ее успехов. Даже мне иной раз приходилось что-то добавлять в присланные данные по каждой стране, находя их в фестивальных каталогах или в интернете. Собирая материалы Форума, я поначалу хотела написать некий объединяющий текст с анализом современной ситуации в 14 бывших республиках Союза. Но потом решила, что этот аналитический текст сполна заменят факты и цифры, собранные и описанные нашими коллегами-аниматорами из каждой страны в отдельности – нередко с нескрываемой болью и горечью о непростых судьбах фильмов, художников и целых студий.

          Я хорошо помню перестроечные центробежные настроения друзей из разных республик и часто звучавшие в киношной среде  конца 80-х годов пожелания – ездить другу к другу в гости по визам. Сегодня, через 20 лет после распада Союза, эти пожелания стали привычным фактом и законом нашей социально-политической жизни. Но за эти годы слишком по-разному складывались судьбы анимационного кино в каждой новообразованной стране. Палитра этих судеб буквально раскидала наших коллег-аниматоров по полюсам жизни – от ярких производственных и фестивальных достижений в Эстонии или Латвии до печального и униженного бездействия в Туркмении…  О чем и свидетельствует уникальная иформация, собранная специально для нашего Форума.

           Поэтому, я надеюсь, что Справки о состоянии дел в  национальных школах анимации в 14 бывших республиках СССР (а ныне независимых государствах) за 2007-2012 годы будут бесценной информацией как для участников нового Форума, так и для нашего российского анимационного сообщества. Процессы, происходящие в культурной среде России, либо впрямую соответствуют делам и проблемам наших коллег из ближнего зарубежья, либо каким-то образом отражаются в непростых судьбах национальных школ анимации на всем постсоветском простанстве. Но как бы ни менялась современная международная политика независимых государств Восточной Европы, Балтии, Кавказа и Средней Азии, жизнь  интернационального сообщества аниматоров на «шестой части суши» – со всеми ее общепонятными радостями и заботами – и сегодня доказывает общность наших профессиональных, творческих и человеческих интересов. 

 

Ретроспективная программа немецкой анимации

          В этом году Открытый Российский фестиваль анимационного кино начинает показы фильмов из коллекции различных фестивалей мировой анимации. В 1913 году, в год Германии в России, мы представляем нашим зрителям ретроспективную программу немецкой анимации, которую подготовил директор Международного фестиваля анимационного кино в Штутгарте (Internationalen Trickfilm-Festivals Stuttgart), профессор Ульрих ВЕГЕНАСТ (Ulrich WEGENAST).

          В этом году фестиваль в Штутгарте отмечает важный юбилей – смотр  будет проходить в 20-й раз. Основанный в 1982 году как биеннале мировой анимации, за 30 лет своей жизни фестиваль стал важнейшим событием для анимационного кино в Германии и завоевал репутацию одного из самых крупных и значимых смотров анимации в мире. С 2007 года фестиваль проходит ежегодно.

В течение 6 фестивальных дней Штутгартский смотр по традиции предоставляет площадку режиссерам, производящим компаниям и дистрибьюторам анимации для показа своих работ, а любителям анимационного кино предлагает возможность посмотреть большую коллекцию новых короткометражных и полнометражных анимационных фильмов, а также множество ретроспективных и специальных программ. Основное внимание фестиваль уделяет художественной, артистической анимации и поддержке молодых талантов. Призовой фонд для всех конкурсных программ смотра составляет более 65 000 евро.

        Уникальный открытый кинотеатр на Дворцовой площади в самом центре города создает особую атмосферу Штутгартского фестиваля. Огромный светодиодный экран, полдня показывающий публике короткометражную анимацию и популярные блокбастеры, превращает Фестиваль анимации в грандиозный семейный праздник. В 2012 году на фестиваль в Штутгарт приехали 80 000 гостей, чтобы посмотреть почти 1000 фильмов на открытом воздухе в центре города и в фестивальном комплексе  Innenstadtkinos, а также в кинотеатрах близлежащего города Людвигсбург, где находится знаменитая Киноакадемия земли Баден-Вюртемберг (Filmakademie Baden-Württemberg). 

 

Наталья Лукиных,

Программный директор Открытого Российского фестиваля анимации,

Куратор Форума анимационного кино стран СНГ, Балтии и Грузии 

 

 

Скачать приложение фестиваля