ФОРУМ анимации стран СНГ. «Фокус на Восток»        

              В этом году в рамках нашего фестиваля второй раз проводится Форум анимационного кино стран СНГ, но в сокращенном варианте. На сей раз наше внимание обращено на Восток, к творчеству наших  коллег из Казахстана, где через несколько лет будет отмечаться  полувековой юбилей национальной анимации. В прошлом году участники профессионального Первого Форума аниматоров стран СНГ, Балтии и Грузии впервые предоставили нашей фестивальной аудитории уникальную информацию о современном состоянии дел в анимации всех бывших республик Союза – о достижениях и проблемах, о традициях и новшествах. Новости и фильмы из Казахстана говорили об очевидных успехах возрождающегося национального мульткино после длительного периода преодоления тяжелых последствий развала некогда единой киноиндустрии Советского Союза.      

            Процессы освоения новых социально-экономических законов жизни особенно болезненно происходили именно в творческой среде  бывших Среднеазиатских республиках СССР. Ведь в советское время большинство мультипликаторов из Казахстана, Узбекистана или Таджикистана получали профессиональное образование в российских киношколах (в Москве или Ленинграде), а стремительно обретенная государственная независимость, увы, не давала возможности также стремительно создать свои национальные школы анимации. Поэтому  о подлинной «реанимации» профессиональной анимации в Казахстане впервые стало возможным говорить к концу 90-х годов, когда в республике с богатыми кинотрадициями появились новые серьезные  работы признанных мастеров мульткино. Изысканное аллегорическое полотно «ОСТРОВ  ДРАКОНА» известных казахских художников Жакена Даненова и Гани Кистауова впервые попало на международный фестиваль «Крок-95» в тягучей полнометражной форме, зато в сокращенной авторской версии – получило Гран-при Первого Международного кинофорума «Евразия», проходившего в Алма-Ате в 1998 году. Чуть позже вышел на фестивальную орбиту и последний полнометражный фильм умершего казахского мастера Кайдыбая Сейданова "СЧАСТЬЕ  КАДЫРА" (2000 г.).  Многодельное, населенное множеством выразительных сказочных персонажей рисованное кино рождалось на свет в течение нескольких лет вопреки экономическим бедам и даже смерти автора – незавершенные идеи режиссера воплощали в жизнь его коллеги по студии "Казахфильм".

            Но количество (до 6-8 фильмов в год) и качество современной анимационной продукции Казахстана показывают, что растущая господдержка киноотрасли не только помогла выжить национальным мультстудиям, но и дала шанс развиваться в новых условиях рыночной экономики. За последнее десятилетие в республике  возродилось мультобъединение на киностудии «Казахфильм», а также появилисиь новые студии анимации – «Azia Animation», «ASTANA-film», «Сак-Жебе» и другие. В это же время начала развиваться национальная система профессионального кинообразования со специальными отделениями или курсами для художников и режиссеров анимации в государственных творческих вузах Алма-Аты (Казахская национальная Академия Искусств) и Астаны (Казахский Национальный Университет Искусств). 

           Нынешний ренессанс казахской анимации проявился и в особом всплеске фестивальной активности – сегодня аниматоры Казахстана не только участвуют в зарубежных киносмотрах, но и  имеют возможность встречаться с иностранными фильмами и коллегами у себя дома. В стране проходят Международные кинофестивали с участием анимации – «Звезды Шакена» и «Бастау» (Начало), также появились и специальные республиканские смотры анимации – «Алтын жебе» в Чимкенте и «Ер-Тостик» в Алма-Ате, ставшие важными площадками для развития и популяризации отечественной мультпродукции. 

          В программе Суздальского фестиваля коллекцию казахской анимации нового века представляют выпускник ВГИКа, известный художник Гали Мырзашев (в Первом Форуме анимации стран СНГ участвовал его фильм «Байконур») и уже хорошо знакомый нашему профессиональному сообществу режиссер Рамиль Усманов (в прошлом году он показывал в Суздале свой фильм «Хвастушка»). В новой казахской программе собраны фильмы разных студий и авторских стилей, разных жанров и технологических форм, которые дают более широкое представление о палитре современной казахской анимации, созданной в 2000-е годы. Среди них уже имевшие успешную фестивальную судьбу работы – «Охота» Р.Усманова и С.Альгожина или «Анши» (Охотник») А.Абельдинова, а также совсем свежие фильмы – «Коксерек» Г.Мырзашева», «Земля обетованная» А.Абельдинова и «Тимур и Дракон» Ю.Тхай и Р.Усманова.  

         Надеемся, что эта новая программа анимации одной из самых успешных республик бывшего Советского Востока не только расширит экранную географию XIX Открытого Российского фестиваля анимационного кино, но и обогатит представление нашего профессиионального сообщества о культурной среде и творческой жизни современного Казахстана.

 

Программа бельгийской анимации из коллекции Брюссельского Фестиваля «АНИМА»

       Открытый Российский фестиваль анимационного кино продолжает показы фильмов из коллекций различных фестивалей мировой анимации. В 2013 году, в год Германии в России, мы представляли нашим зрителям ретроспективную программу немецкой анимации, подготовленную  Международным фестивалем анимационного кино в Штутгарте, а в этом году международную секцию нашего фестиваля представляет ретроспектива бельгийской анимации из коллекции Брюссельского фестиваля анимационного кино АНИМА (ANIMA-2014). Программу бельгийской анимации на смотре в Суздале представляет куратор программ фестиваля АНИМА - Карин Ванденридт (Karin Vandenrydt)

      Фестиваль Анимационных фильмов в Брюсселе был основан в 1982 году и уже более 30 лет с успехом показывает на своих экранах анимационные фильмы со всего мира, стараясь способствовать диалогу между профессионалами и зрителями, а также расширять представление о возможностях анимационного искусства среди дистрибьюторов кино и телепродукции. Фестиваль АНИМА по традиции организует большой  Международный конкурс, а также национальный конкурс для фильмов, произведенных в Бельгии.

      C 2014 года АНИМА получил высокую категорию «Оскар»-отборочный фестиваль (Oscar-qualifying festival) с правом включения главного лауреата своего конкурса короткометражек в список кандидатов на премию Оскар. Брюссельский фестиваль также участвует в отборе фильмов на премию «Золотой Картун» (Gold Cartoon) – самую престижную награду для короткометражной анимации Европы. АНИМА – это единственный фестиваль анимационных фильмов в Бельгии и один из девяти наиболее важных смотров анимации в Европе.

      Для участия в 33-м фестивале АНИМА в этом году было прислано 955 короткометражных фильмов, из которых селекционная комиссия отобрала 138 короткометражек из тридцати стран, и в том числе – 69 фильмов профессиональных режиссеров и студентов для международного конкурса и специальной программы Ночь Анимации. А в разнообразной внеконкурсной программе мировой анимации на фестивале в Брюсселе будет представлена и специальная ретроспектива отечественных фильмов – «Российская анимация XXI века»лучшие студенческие и дебютные фильмы из коллекции Открытого Российского фестиваля анимационного кино в Суздале.

                                                                                       

Наталья Лукиных, программный директор Суздальфеста

Скачать приложение фестиваля