МАСТЕР-КЛАСС МИКАЭЛЯ ДЮДОКА ДЕ ВИТ

(Великобритания-Голландия)

   В этом году Суздальфест принимает особого иностранного гостя - звезду мировой анимации, Оскаровского лауреата Микаэля Дюдока де Вит (Michaël Dudok de Wit). Прославленный голландский режиссер-аниматор, покоривший весь мир своими короткометражными шедеврами «Монах и рыбка» (номинация Оскар-1995) и «Отец и дочь» (Оскар-2001), в последние годы радует поклонников мастер-классами в киношколах разных стран и новыми фестивальными успехами его первого полнометражного фильма «Красная черепаха» совместного производства студий Японии, Бельгии и Франции (номинация на Оскар-2017).

   Я с особым почтением слежу за творчеством Микаэля, с которым знакома и дружу уже лет 20. Тонкий и глубокий человек, талантливый художник с изысканным авторским почерком, прославившись своими трепетными короткометражками, и в первом своем полнометражном фильме поразил публику классической красотой экранных образов и возвышенной интонацией романтических размышлений о Человеке и Природе. Почти сказочная история о мужчине, попавшем после кораблекрушения на необитаемый тропический остров и прожившем там насыщенную глубокими чувствами и невероятными приключениями жизнь,– это история-притча, которая при всей своей загадочности расшифровывается как взволнованное послание к современному зрителю. Послание-призыв помнить главные человеческие заповеди – любить ближнего, ценить и беречь каждое творение природы, принимать жизненные испытания с достоинством и мужеством.

   Микаэль Дюдок родился в Голландии, учился на родине своей матери в Швейцарии, а начал всерьез заниматься анимацией в Англии, где уже давно живет со своей семьей, чей образ когда-то с большой нежностью запечатлел в фильме «Отец и дочь». Свободно владеющий тремя языками, впитавший традиции многонациональной европейской культуры, этот художник не случайно отказывается в своих фильмах от слов. Музыка - как наиболее органичный и интернациональный язык для анимации - помогает режиссеру создавать самые сложные образы, рассказывать самые сокровенные истории, выражать самые глубокие чувства. Под звуки флейты и струнного ансамбля трогательно общались герои его первого знаменитого фильма «Монах и рыбка», который более 20 лет назад открыл миру новую звезду авторской анимации. Мелодия грустного вальса, очень напоминающая старинные русские вальсы, связала в один круг жизни судьбы героев его самого известного авторского фильма «Отец и дочь», который уже долгие годы заставляет людей разных национальностей и поколений сопереживать трогательной семейной новелле о том, как дочь всю жизнь ждала уплывшую за горизонт лодку отца.

   В грандиозном полуторачасовом кинополотне «Красная черепаха» слова героев также заменяют музыка и звуки девственной природы, которые помогают каждому зрителю по-своему понять и прочувствовать невероятную историю о встрече одинокого путешественника с гигантской морской черепахой, превратившейся в прекрасную девушку, об их любви и о быстротечном семейном счастье с подрастающим сыном…

   Высокий эмоциональный накал фильмов Дюдока создает впечатление, что их делал человек, лично переживший серьезные  душевные потрясения и тяжелые утраты. Но, к счастью, жизнь Микаэля не давала ему жестокие поводы выражать в творчестве  свои личные драматические переживания. Просто он умеет видеть и чувствовать радость и боль окружающего мира. А его любовь к искусству анимации дарит художнику счастливую возможность одинаково наслаждаться и тончайшими изысками авторских фильмов нашего Юрия Норштейна, и живописной палитрой эпических кинополотен великого канадского мастера Фредерика Бака, и изощренной графической игрой знаменитого голландского аниматора Пола Дриссена. 

   После многочисленных фестивальных побед Микаэль Дюдок спокойно возвращается к повседневной работе, которая даже такому известному художнику не гарантирует безоблачное и беззаботное будущее. Например, получив Оскара за фильм «Отец и дочь», Микаэль работал простым аниматором на студии Фолимаж (Folimage) во Франции. А чтобы сделать свой изысканный авторский фильм «Аромат чая», вынужден был заниматься нелюбимой коммерческой работой, которая уже не раз выручала его в нелегкие периоды независимой творческой жизни.

   В 2001 году в одной из наших бесед Микаэль полушутя признавался, что не прочь покритиковать свою непростую профессию: - Конечно, это не очень здоровая работа. Я работаю в одиночку долгими днями и часами и очень скучаю по домашней жизни в семье. Это похоже на сумасшествие, и, наверное, надо действительно быть сумасшедшим, чтобы постоянно делать мультфильмы. Иногда я себя спрашиваю - Что я делаю?! И все же я радуюсь успеху своего нового фильма, и тому, что снова буду снимать кино, и что пока еще остался здоров. Но думаю, если бы я не стал аниматором, то был бы блюз-гитаристом, играл бы в джазовом ансамбле и, возможно, был бы счастливее...

   Российские зрители и коллеги-аниматоры, уже давно  знакомые с творчеством Микаэля Дюдока, впервые смогут встретиться с мастером на площадке Суздальфеста. Для своей первой долгожданной поездки в Россию знаменитый режиссер приготовил мастер-класс, который предлагает нашей фестивальной публике не просто заглянуть в творческую лабораторию успешного художника и посмотреть фрагменты его фильмов, но и познакомиться с его богатым внутренним миром, с его серьезными взглядами на жизнь и искусство.

 

Программа молодой швейцарской анимации

          В этом году международная секция Суздальфеста предлагает вниманию нашей публики коллекцию молодой анимации Швейцарии, которую представляет профессор Люцернского университета прикладных наук и искусств Отто Альдер (Otto Alder). Программа составлена из успешных работ выпускников и студентов киношколы и дает максимально полное представление о современных достижениях новейшей авторской анимации Швейцарии.

         Надо признать, что анимация этой богатой европейской страны не имеет столь долгой и знаменитой истории, какой славится анимационное кино соседних стран – Германии или Франции. Первопроходцы швейцарской анимации Жизель и Эрнест Ансорж (Gisèle & Ernest Ansorge ) пришли в это искусство как самоучки лишь в середине 50-х годов прошлого века, когда мировая анимация уже имела своих титанов, идолов и серьезную профессиональную школу. Вдохновившись кукольными фильмами великого чешского мастера Иржи Трнки (Jiri Trnka), пионеры швейцарского рукотворного кино начали снимать и собственные фильмы с марионетками, но долго стеснялись их показывать широкой публике, и осмелились предъявить свои творческие опыты профессиональному сообществу только в середине 60-х годов, когда освоили технику порошковой анимации. Самобытные авторские эксперименты четы Ансорж в песочной технике  («Вороны», 1967, «Фантасматик», 1969, «Фиалка», 1982, «Шабаш», 1991) принесли известность новому творческому дуэту и дали толчок развитию Объединению Швейцарских аниматоров (Swiss Animated Film Group), созданному в 1969 году.      

            В середине 80-х годов на мировом фестивальном Олимпе зажглась звезда самого знаменитого швейцарского мастера Жоржа Швицгебеля (George Schwizgebel), создавшего уникальную галерею рукотворных авторских фильмов («78 оборотов», «Скачки к бездне», «Фуга», «Игра», «Ретушь», «Романс» и др.), где в завораживающей пластике изысканных анимационных метаморфоз и ярких красок виртуозно соединяются образы Живописи, Музыки и Поэзии. Художник Швицгебель, как и его предшественники Ансоржи, был аниматором-самоучкой, потому что во время его дебюта в кино – в Швейцарии просто не было профессиональных школ анимации. Школа появилась к концу прошлого века, начала развиваться, но еще до недавнего времени казалось, что с выдающимся художественным талантом Швицгебеля вряд ли будут сопоставимы даже редкие удачные опыты молодых представителей современного швейцарского мульткино – среди них фильмы Изабель Фаве (Izabel Favez), Марины Росcэ (Marina Rosset) или Дастина Риза (Dustin Rees).                      

         К счастью, в последние годы успехи студентов и выпускников Люцернской киношколы дают все больше оснований видеть серьезный творческий потенциал именно в работах начинающих режиссеров-аниматоров Швейцарии. Здесь и владение профессиональной грамматикой, и стилистическое разнообразие, и свобода самовыражения художников. Мне кажется, что представленная Отто Альдером программа успешной анимации студентов Люцернской киношколы дает возможность российским профессионалам, педагогам и студентам получить интересную и полезную информацию об особенностях и традициях европейской системы профессионального обучения аниматоров. Но главное  – увидеть замечательные образцы молодой авторской анимации Швейцарии, которая, несмотря на свою «историческую молодость»,  сегодня обретает серьезную репутацию на мировом фестивальном экране и имеет право поделиться опытом со «старшими коллегами».

  Наталья Лукиных,

Программный директор Суздальфеста, доцент ВГИК

 

Скачать приложение фестиваля