К 50-летию белорусской анимации
Так получилось, что юбилей белорусской анимации пришелся на «пост-ковидное» время, когда грозные невидимки надолго оторвали внимание публики от массовых мероприятий. Это коснулось и программ Суздальского фестиваля, в которых решением еще тарусского «автобусного референдума» 1999 года белорусские аниматоры имели возможность принимать участие в конкурентной борьбе за статуэтку девочки с водоплавающей птицей наравне с российскими коллегами. Отринув довольно типичную белорусскую робость и покорность судьбе, все-таки захотелось, хоть и с запозданием, отметить полувековую дату сиянием экрана с мерцающим изображением, поцарапанным кино-механизмами со слегка вибрирующими звуками оптической фонограммы. Однако, отбросим иллюзии – на современной проекционной аппаратуре это «ламповое тепло» все равно будет хитроумно преобразованной комбинацией цифр.
Справочники пишут, что с тех пор, как режиссеры Владимир Голиков и Марта Лубянникова, его жена, в 1971 году взялись за первый кукольный фильм «Незнайка-поэт» (по заказу студии «Экран»), а следом за рисованную заказную ленту «Два взгляда на одно и то же», на «Беларусьфильме» сейчас снято 236 мультфильмов. В это число входят и другие фильмы вышеупомянутых режиссеров: например, «Квака-задавака» с лягушками, поющими голосами «Песняров»; «Тимка и Димка» со знаменитой песней о друге, который «в беде не бросит, лишнего спросит».
Начиная с творческой мастерской мультипликационных фильмов под руководством сначала редактора, а потом режиссера и художественного руководителя Олега Белоусова в творческий коллектив вливались как зрелые люди, режиссеры и художники из других видов кино (К. Кресницкий, В. Тарасов, Е.Ларченко, Л.Шукалюков), операторы (М.Комов, Ю.Мильтнер, А.Бетев), так и творческая молодежь (В.Пименов, Л.Зеневич, Т.Житковская). Очень большое влияние и помощь в первых шагах белорусского анимационного кино оказывали московские мастера Ю.Бутырин и Ю.Пузанов. Позже в преобразованное творческое объединение, ставшее в 1987 г. студией мультипликационных фильмов, стали приходить те, кто в настоящее время считаются режиссерами- классиками белорусской анимации: Игорь Волчек, Наталья Лось и Виктор Довнар, Ирина Кодюкова, Елена и Владимир Петкевичи, Татьяна Кублицкая, Александр Ленкин, Елена Турова. Помимо режиссеров коллектив «Беларусьфильма пополнялся талантливыми сценаристами, художниками-постановщиками, художниками-мультипликаторами, прорисовщиками, мастерами по куклам, бутафорами. Ведь хотелось попробовать совершенно разные виды анимации: рисованную, кукольную, песочную, пластилиновую, перекладку… И многие умели делать в разных видах анимации все, да еще и учили этому других. Это было веселое, творчески насыщенное, озорное и сосредоточенное молодое время. Позже, в 90-е, белорусская анимация растечется на несколько студий. Но сейчас она сохранилась в очертаниях своей колыбели – на «Беларусьфильме».
Из 50 лет белорусской анимации мне, пришедшему на студию в 1979 году, довелось шагать с ней, иногда рядом, иногда поодаль, почти 43 года. Жалко, что отведенное для юбилейной программы время не может вместить даже основные цвета широкого спектра белорусских мультфильмов. Это работы людей, осваивавших новый для нашей земли киноязык, значительную часть жизни посвятивших любимому виду искусства, и которых мы часто вспоминаем на наших студийных вечеринках. Мы с коллегами решили пожертвовать ретроспективной частью этого спектра и представить вниманию участников и гостей фестиваля фильмы «золотого пленочного периода» (1986-2004 гг.) с включением фильмов в цифровых технологиях (2006-2019), как зрелых мастеров, так и «молодой поросли».
Шчыра запрашаем для прагляду! Спадзяемся вам будзе прыемна!
Михаил Тумеля, белорусский сценарист, художник, режиссер-аниматор, педагог.
Программа Белорусской анимации
- «Лафертовская маковница» – 1986г. 10 мин.
Автор сценария - Наталья Орлова
Режиссёр-постановщик - Елена Марченко (Петкевич)
Художник-постановщик - Ольга Каршакевич
Высшие курсы режиссеров и сценаристов (мастерская Фёдора
Хитрука),художественный руководитель Юрий Норштейн
Дипломная работа.
Фильм по мотивам одноименной повести русского писателя
Антония Погорельского. Это сказка о девочке, которую злая
мачеха посылает за богатством в волшебнице-маковнице.
Встреча с волшебницей открывает перед девочкой целый мир,
полный сложных духовных ценностей.
-------------------
- «Каприччио» — 1986 г. 10 мин.
Автор сценария - Александр Зайцев
Режиссёр- постановщик - Игорь Волчек
Художник-постановщик - Александр Верещагин
Высшие курсы режиссеров и сценаристов (мастерская Фёдора
Хитрука),художественный руководитель Юрий Норштейн
Дипломная работа.
- Фильм о человеке, достигшем того возраста, когда требуется
точная и жесткая оценка пройденного пути. Жизнь – поезд,
герой – пассажир, который время от времени погружается в
воспоминания.
----------------------
- «Куб» – 1988г. 10 минут,
Автор сценария и Режиссёр- постановщик - Олег Белоусов
Художник-постановщик - Вячеслав Тарасов
Фильм посвящен памяти трагически погибшего молодого
белорусского художника Юниса Сандгазина. После него
осталось тысяча рисунков, выстраивающихся в четкую
сюжетную линию – человек, испуганный многообразием и
сложностью современной жизни, отгораживается от нее,
замыкается в самом себе.
---------------
«Жило-было дерево…» – 1996г. 10 мин.
Автор сценария, Режиссёр- постановщик - Владимир Петкевич
Художник- постановщик - Ирина Лазерко
Фильм об отношениях человека и природы, о сложной
взаимосвязи жизни людей и всех живых существ. Яблоня,
посаженная стариком, растет вместе с его внучкой. Она дарит
ей свои плоды, качает на ветвях, учит понимать и любить
земную красоту. Внучка взрослеет и улетает из родного гнезда.
Старик уходит из жизни. Остается дерево – символ Вечности,
символ природы, из которой человек черпает свою физическую
и духовную силу.
-----------------
«Легенда о леди Годиве» - 2004 г. 13 минут,
Автор сценария - Ирина Марголина
Режиссёр- постановщик - Ирина Кодюкова
Художник- постановщик - Дмитрий Суринович
Фильм по мотивам старинной английской легенды, повествующий о
мужественном поступке леди Годивы. Выполняя унизительные условия
мужа, председательствующего в парламенте города Ковентри, она проехала
по городу обнаженной и тем самым вынудила парламент отменить указ о
новых податях, грозивших простым людям обнищанием.
---------------------
«Беларускія прымаўкі» – 2008 г. 6 минут
Автор сценария, Режиссёр- постановщик - Михаил Тумеля
Художники- постановщики - Алла Матюшевская, Михаил Тумеля
Серия микрометражных фильмов на темы белорусских пословиц и
поговорок - жемчужин народной мудрости, образцов оригинального
белорусского юмора, тонкой наблюдательности, метких народных
изречений.
----------------------
«Дед» – 2011 г. 7 минут
Автор сценария, режиссер-постановщик - Александр Ленкин
Художник-постановщик - Евгений Надточей
Фильм мотивам народных белорусских сказок.
Давным-давно в одной деревне существовал жестокий обычай, который
предписывал детям избавляться от родителей, когда у них уже не было сил
работать. Но один сын, любивший своего отца, пожалел его и спрятал от
людских глаз. Мудрый старик не раз выручал сына в сложных жизненных
ситуациях. А в неурожайный год, когда закончились съестные припасы,
его совет помог всей семье дожить до нового урожая.
-----------------------
«Піліпка» – 2012 г. 7 минут
Автор сценария - Дмитрий Якутович
Режиссёр- постановщик, художник-постановщик - Татьяна Кублицкая
В основу сюжета положена белорусская народная сказка «Піліпка –
сынок».Это история о мальчике Пилипке, который своей добротой растопил
сердце злой Бабы Яги, намеревавшейся его съесть, и тем самым спас свою
жизнь.
---------------------
«Добрый волк» - 7,2 минуты, 2018 г.
Авторы сценария - Елена Масло, Наталия Дарвина
Режиссёр- постановщик - Наталия Дарвина
Художник- постановщик - Светлана Котлярова
В глубине леса жил Голодный волк. А голодным он был все время
потому, что имел жалостливое сердце. Питался травами, медом и пил чай. За
это другие волки прогнали его из своей стаи, а остальные звери продолжали
бояться.
Однажды зимой волку уже стало невмоготу голодать, и он все-таки
решил у деда с бабой украсть барашка. Украл и не смог его съесть, пожалел.
Вместо этого напоил его чаем и устроил танцы. А в это время дед с ружьем
и собакой пришли к дому волка, чтобы вернуть своего барашка и наказать
голодного зверя. Удивившись, дед приглашает волка к себе домой, где
героев ждёт весёлое чаепитие.